Публикации

← Вернуться назад

Опыт проведения добровольной сертификации

  • 11-12-2012
  • |

Еще совсем недавно такие термины как «подтверждение соответствия» и «сертификация» (особенно «добровольная сертификация») для большинства как производителей, так и потребителей нашей страны были практически незнакомы.
Это и не удивительно, так как в непростых условиях экономического развития СССР, а в последующем и России 90-х годов прошлого столетия эти процедуры были совершенно излишни. Выше названные понятия применялись, главным образом, к одному объекту изучения и оценки - продукции, причем не ко всем ее видам.
С течением времени ситуация стала кардинальным образом меняться. И, как сейчас принято говорить, знаковым событием для становления добровольной сертификации в нашей стране стал 2002 г.:

  • во-первых, в этом году был принят закон РФ «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27.12.2002 г.). Этот закон, в частности, определил стратегию нашего государства в вопросе регулирования отношений, возникающих при оценке соответствия;
  • во-вторых, начиная с 2002 г. работы по охране труда впервые в нашей стране стали объектом сертификации: в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 28 от 24.04.2002 г. (ныне утратило силу) была создана «Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ)».

Наше предприятие на протяжении уже 6 лет осуществляет сертификацию систем управления охраной труда (далее: СУОТ) в формате «Системы добровольной сертификации организации работ и услуг в сфере охраны труда в организациях (СДС-ОТ)». Разработчиком и держателем Свидетельства о регистрации этой системы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии является наш Институт.
Основные результаты проделанной нами работы по сертификации:
1. В нашей системе сертификации прошло процедуру подтверждения соответствия с последующей выдачей Сертификата соответствия более 70 организаций. Среди них такие широко известные «гиганты» как:

  • ОАО «Сибирский химический комбинат»;
  • ООО «Производственное объединение» КиришиНефтеОргСинтез» (ООО «КИНЕФ»), Ленинградская область;
  • ООО «ВодоКанал» Краснодарского Края (г. Краснодар);
  • ОАО «ЧерноморТрансНефть (г. Новороссийск);
  • ОАО «АдыгГаз» (г. Майкоп) и др.

2. В 90% случаев были выданы Сертификаты соответствия СУОТ требованиям государственных законодательных и иных нормативных актов РФ. И только в 10% случаев - это Сертификаты соответствия СУОТ требованиям национального стандарта «ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования».
В целом это неудивительно, так как названный стандарт был принят в 2007 г., а вступил в силу он только в 2009 г. Поэтому фактическая работа по сертификации современных СУОТ началась только в 2010 г.
3. По состоянию на 1 ноября 2012 г. действие 19% выданных Сертификатов соответствия приостановлено, а 25% - отменено.
Единственной причиной такого положения дел является отказ организации - держателей Сертификата соответствия от проведения планового инспекционного контроля за сертифицированными объектами.
В подавляющем большинстве случаев (а это порядка 94%) такая ситуация сложилась из-за отсутствия должного финансирования. Около 4% случаев приходится на организации, руководители которых приняли решение о переходе в другие системы добровольной сертификации. Примерно в 2% случаев - это ликвидация предприятий.
4. Показателен срок владения Сертификатами соответствия.
Только 6% организаций поддерживает Сертификат соответствия в актуальном состоянии 5 и более лет; порядка 8% - 4 года; примерно 10% - 3 года; около 20% - 2 года и 56% - в течение 1 года.
5. Сертификация, как и известно, представляет собой не что иное как «аудит, проводимый третьей (то есть независимой) стороной». Поэтому материалы сертификации являются весьма ценным источником информации о реализации на предприятиях норм трудового права.
Наибольшее количество несоответствий в СУОТ выявляется при:

  • эксплуатации зданий и сооружений;
  • эксплуатации оборудования;
  • обеспечения режимов труда и отдыха отдельным категориям работников.

По нашим данным, перечисленные выше мероприятия проводятся в полном соответствии с законодательными и иными нормативными актами по охране труда только в 60 - 80% организаций, прошедших в процедуру сертификации.
Изучение, анализ и систематизация результатов нашей деятельности по сертификации позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Сертификация организации работ по охране труда, несмотря на то, что в нашей стране является для каждого работодателя юридически обязательной процедурой (ст. 212, Трудовой Кодекс РФ), востребована, по ряду причин как объективного, так и субъективного характера, пока еще недостаточно. Полагаем, что все же основная причина - непонимание необходимости и значения этой процедуры.
Все дело в том, что в новых условиях экономического развития России одним из главных инструментов, гарантирующих поддержание качества в бизнесе, является именно добровольная сертификация.
При вхождении в мировой рынок каждое российское предприятие должно предоставить потенциальным партерам по бизнесу убедительные свидетельства способности поддерживать качество выпускаемой продукции (оказываемых услуг) в формате установленных требований и поддержания профессионального менеджмента. А, как известно, один из процессов управления, который сопровождает выпуск товаров (предоставления услуг), связан именно с созданием благоприятных условий труда на каждом рабочем месте.
Значение добровольной сертификации заключается в том, чтобы публично демонстрировать другим субъектам рынка, что СУОТ предприятия, с одной стороны, организована в соответствии с определенными требованиями, а с другой - результативно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество выпускаемой продукции и (оказываемых услуг).
2. Непонимание значения добровольной сертификации СУОТ обусловливает отсутствие должного финансирования этой процедуры. Даже те организации, которые уже прошли эту процедуру (что само по себе уже является прогрессом) в дальнейшем не имеют возможности сохранять легитимность Сертификата соответствия.
Средства изыскиваются, главным образом, в следующих случаях: требования заказчиков (как правило, иностранных), условия торгов, предписания органов государственного и муниципального контроля (надзора). Это позволяет сделать следующий вывод:
3. В настоящее время сертификацию СУОТ необходимо рассматривать как разовое и вынужденное мероприятие.
4. Хотя в отечественных организациях активно проводятся работы по охране труда, изыскиваются соответствующие ресурсы, тем не менее, считать эту работу на сегодняшний день полностью соответствующей требованиям, изложенным в законодательных и иных нормативных правовых актах РФ, не представляется, к сожалению, возможным.
Самое главное - работы по охране труда, выполняемые в большинстве организациях, по-прежнему, рассматриваются изолированно, вне взаимосвязи друг с другом. Поставленные цели по каждому направлению охраны труда, как правило, слабо согласуются как между собой, так и с целью организации в целом.
Полагаем, что в настоящее время пока еще отсутствуют достаточные условия для реализации СУОТ именно как «практического инструмента содействия организациям в непрерывном процессе совершенствования деятельности по безопасности и охране труда», так как отечественный работодатель в большинстве случаев не обладает достаточной свободой в выборе путей достижения желаемого результата по созданию благоприятных условий труда.
Первостепенное значение в решении этого вопроса, конечно же, приобретает совершенствование отечественного законодательства с целью мотивации всех членов организации для непрерывного совершенствования деятельности по охране труда.
5. Имеет место недостаточное понимание возможной практической реализации требований ГОСТ 12.0.230-2007.  Это касается, в частности:

  • «системного подхода в управлении охраной труда» в организациях.

Позволю себе напомнить, уважаемые коллеги, что суть системного подхода заключается в том, что все работы по охране труда, выполняемые в организации, рассматриваются не изолированно, как это сейчас имеет место в основной массе предприятий нашей страны, а во взаимосвязи друг с другом. Поставленные цели по каждому направлению охраны труда согласуются как между собой, так и с целью организации в целом;

  • выполнения конкретных процедур, осуществляемых в организации в соответствии с требованиям законодательных и иных нормативных актов по охране труда в РФ.

Например, такое требование: «Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий» [п. 4.2.2].
Другой пример: «Должны быть установлены структуры и процессы ... обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда» [п. 4.3.2] и др.
Сформулированные таким образом положения стандарта пока еще, увы, для многих руководителей различного уровня являются «terra incognito».
К сожалению, «ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. СУОТ. Общие требования по разработке, применению и совершенствованию», призванный, казалось бы, внести полную ясность, так как основное его предназначение - раскрыть содержание требований ГОСТ 12.0.230-2007 и дать некоторые возможные варианты практической их реализации, подобного рода вопросы все же оставляет без вразумительного ответа.
С целью формирования как у представителей организаций, так и у экспертов по сертификации СДС-ОТ единства понимания требований стандарта (ГОСТ 12.0.230-2007) при осуществлении сертификации, нами были разработаны и изданы следующие практических пособия:

  • Цуциев С.А. Организация работ по охране труда как объект сертификации / Практическое пособие. - СПб: ЦОТПБСП, 2011 г. - 172 с.
  • Цуциев С.А. Сертификация организации работ по охране труда для начинающих / Практическое пособие. - СПб: ЦОТПБСП, 2011 г. - 28 с.
  • Цуциев С.А. Современные СУОТ. С чего начать? / Практическое пособие. - СПб: ЦОТПБСП, 2011 г. - 112 с.
  • Цуциев С.А. Сертифицируем СУОТ по ГОСТ 12.0.230-2007 / Практическое пособие. - СПб: ЦОТПБСП, 2012 г. - 136 с.

6. Постепенно увеличивается количество предприятий разрабатывающих, внедряющих и далее сертифицирующих современные СУОТ. За 2 последние года удельный вес организаций, прошедших процедуру сертификации СУОТ на соответствие требованиям национального стандарта, достиг 10%.
Полагаю, в этой связи небезынтересным является факт разработки сотрудниками нашего Института в период с 2008-2009 гг. для Министерства промышленности и торговли России «Методического руководства по внедрению систем управления охраной труда на предприятиях промышленности, основанных на рекомендациях МОТ - СУОТ 2001». Безусловно, имея в распоряжении такой документ, руководитель любого предприятия промышленности сможет без особого труда приступить к созданию и внедрению у себя современной СУОТ.
В заключении хочется выразить уверенность в том, что, несмотря на все трудности как объективного, так и субъективного характера, которыми в настоящее время изобилует наша повседневная жизнь, сама идея проведения добровольной сертификации СУОТ не только сохранится в нашем обновленном государстве, но и получит свое дальнейшее логическое и закономерное развитие и послужит на благо всем нам.

С.А. Цуциев - директор Центра оценки условий труда НОУ ДПО «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства», доктор медицинских наук