Публикации

← Вернуться назад

Добровольная сертификация и качество в бизнесе

  • 13-11-2012
  • |
  • Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях - 2012. - № 9. - С. 54-60.

Ключевые слова: подтверждение соответствия, сертификация, декларация о соответствии, система сертификации, орган по сертификации, сертификат соответствия.
Аннотация: В настоящее время одним из главных инструментов, гарантирующих поддержание качества в бизнесе, является добровольная сертификация, причем не только выпускаемой продукции или оказываемых услуг, но и систем управления охраной труда в организациях.

Значение добровольной сертификации заключается в том, чтобы показывать другим субъектам рынка, что система управления охраной труда, с одной стороны, организована в соответствии с определенными требованиями, а с другой - эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг, соответствующее установленным требованиям и требованиям потребителей.
Еще совсем недавно такие термины как «подтверждение соответствия» и «сертификация» для основной части производителей и потребителей нашей страны были практически незнакомы. Это и не удивительно, так как в непростых условиях экономического развития СССР, а в последующем и России 90-х годов прошлого столетия эти процедуры были совершенно излишни. Приведенные понятия применялись, главным образом, к одному объекту изучения и оценки - продукции, выпущенной на территории Российской Федерации, да и то далеко не ко всякой. Об этом напрямую свидетельствует тот понятийный аппарат, который официально был принят в нашей стране. Например:

  • «подтверждение соответствия» - процедура, результатом которой является документальное свидетельство (сертификат соответствия или декларация о соответствии), удостоверяющее, что продукция соответствует установленным требованиям [1];
  • «сертификация продукции» - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям [1].

С течением времени перечень объектов изучения и оценки в процессе подтверждения соответствия стал расширяться. Так, в частности, начиная с 24 апреля 2002 г. в соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.2002 г. № 28 «О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях» (ныне утратило силу) [2] впервые объектом сертификации в нашей стране стали «работы по охране труда», выполняемые организациями независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, а начиная с июня 2006 г. - «организация работ по охране труда» [3].
Как сейчас принято говорить, знаковым событием для становления в нашей стране процедуры подтверждения соответствия стало принятие в декабре 2002 г., как впоследствии оказалось совсем непростого для нашей ментальности, закона Российской Федерации «О техническом регулировании» [4], который, в частности, определил стратегию нашего государства в вопросе регулирования отношений, возникающих при оценке соответствия. Значение этого закона в новых экономических условиях развития России трудно переоценить, так как он определил практический инструмент для развития устойчивых деловых отношений между бизнес-партнерами.Во-первых, настоящий закон существенно раздвинул границы области оценки соответствия в нашей стране, что, в частности, напрямую следует из определений тех понятий, которые вводятся этим документом:

  • «подтверждение соответствия» - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров [4, ст. 2];
  • «сертификация» - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров [4, ст. 2].

Из этих определений напрямую следует, что объектом изучения и оценки стала не только продукция, а любые виды производственной деятельности человека, а ее перечень весьма внушителен.
Следующий важный вывод, вытекающий из этих дефиниций:
 если ранее сертификация осуществлялась на соответствие «установленным требованиям», которые приводились исключительно только в государственных законодательных и иных нормативных актах Российской Федерации, то теперь это может быть любой документ, устанавливающий требования к объекту изучения и оценки.
Во-вторых, закон «О техническом регулировании» [4] определил формы подтверждения соответствия, реализуемые в нашей стране: на территории Российской Федерации подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться исключительно только в форме добровольной сертификации, а обязательное либо в форме принятия декларации о соответствии (далее: декларирование соответствия), либо обязательной сертификации.
Из этого следует важный вывод, что такого понятия как «добровольное декларирование соответствия» просто не может быть в априори, так как термины «добровольное» и «декларирование соответствия» просто несовместимы: декларирование соответствия является формой реализации исключительно только обязательного подтверждения соответствия.
Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия строго определяется настоящим федеральным законом [4, ст. 20]. В частности, декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

а) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
б) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Форма бланка «Декларации о соответствии» утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию [4, ст. 24, п. 5], а порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии, порядок регистрации деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений определяются уполномоченным правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [4, ст. 24, п. 6].
В-третьих, в законе [4] четко определен спектр объектов подтверждения соответствия.
Перечень объектов добровольного подтверждения соответствия достаточно велик: это может быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования [4, ст. 21, п. 1]. То есть, любые работы и услуги, не подлежащие обязательной сертификации [6].
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации. Причем, что является чрезвычайно важным, обязательное подтверждение соответствия проводится только:

  • в случаях, установленных законом «О техническом регулировании»;
  • исключительно на соответствие требованиям технического регламента [4, ст. 23, п. 1].

При необходимости, уточнить категорию объекта подтверждения соответствия можно в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной сертификации» и в «Едином перечне продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» [5].
В-четвертых, добровольное подтверждение соответствия осуществляется в формате той или иной системы добровольной сертификации.
Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями [4]. Любая система сертификации представляет собой совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.
Право регистрации систем добровольной сертификации в Российской Федерации принадлежит Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии, входящему в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находящемуся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации [7]. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии ведет Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, где можно, при необходимости, уточнить правомочность функционирования любой системы добровольной сертификации.
Так в чем же смысл добровольной сертификации? Вроде бы как-то раньше жили без нее и ничего?!
Все дело в том, что развитие устойчивых деловых отношений между бизнес-партнерами в новых экономических условиях развития России является чрезвычайно актуальной проблемой. Это, обусловлено, в частности, перспективой вступления России во Всемирную торговую организацию и, соответственно, интеграцией российской экономики в мировой рынок.
В этих условиях большое значение приобретает надежность в партнерстве, которая рассматривается, как:

  • один из ключевых методов развития устойчивых деловых отношений;
  • основной инструмент повышения конкурентоспособности компаний.

Надежность в партнерстве, в свою очередь, предполагает наличие у бизнес-партнеров одинаковых подходов к пониманию современных способов долгосрочного и гарантированного обеспечения качества и безопасности.
Все это, в конечном счете, закономерно приводит к развитию свободной конкуренции между иностранными и отечественными компаниями в различных отраслях экономики.
Однако деловые отношения между бизнес-партнерами, как известно, зачастую находятся под серьезной угрозой срыва по причине наличия существенных различий в их ментальности, образовании, культурных традициях, законодательного регулирования и пр. Более того, эти различия, как правило, неизменны, то есть они не исчезают с течением времени.
Решение этой проблемы необходимо искать в плоскости выработки единого стандарта (образа, стиля) мышления и поведения, способствующего наиболее полному взаимопониманию между бизнес-партнерами. Именно с этой целью международным сообществом были разработаны стандарты ISO (ИСО) серии 9000, ISO (ИСО) серии 14000, OHSAS серии 18001, Руководство МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSN 2001). В нашей стране также были приняты аналогичные документы.
В создавшихся условиях именно добровольная сертификация является одним из главных инструментов, гарантирующих поддержание качества в бизнесе. При вхождении в мировой рынок отечественные предприятия должны установить уверенность у потенциальных клиентов в отношении поддержания:

а) качества выпускаемой продукции и (или) оказываемых услуг;
б) профессионального менеджмента.Значение добровольной сертификации заключается в том, чтобы показывать другим субъектам рынка, что система качества предприятия:

1) организована в соответствии с определенными требованиями;
2) эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество выпускаемой продукции и (или) оказываемых услуг.

Как закономерный результат: изготовители (продавцы, исполнители) в условиях конкуренции стараются документально подтвердить заявленное ими качество продукции и (или) оказываемых услуг.
Наличие Сертификата соответствия, в частности:

  • повышает имидж организации в регионе и отрасли;
  • расширяет возможности для сотрудничества в совместных работах и проектах с иностранными организациями;
  • обязательное условие для получения государственного, военного или любого другого заказа, который финансируется из бюджета страны, региона или города;
  • упрощает процесс получения лицензий или разрешений;
  • способствует привлечению российских и иностранных инвесторов.

В нашей стране установлены единые общие правила проведения добровольной сертификации [1, 4, 6, 8] в системах добровольной сертификации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации [4] и зарегистрированных федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию [7]. Они, в основном, таковы:

1) сертификация всегда проводится по инициативе заявителя (работодателя);
2) добровольное подтверждение соответствия проводят органы по сертификации в соответствии c их разрешительной областью деятельности.
Эта позиция является чрезвычайно важной: сертификацией могут заниматься не просто какие-то «независимые от изготовителя (продавца, исполнителя и пр.) и потребителя (покупателя) организации», а юридические (организации) или физические (индивидуальные предприниматели) лица, имеющие статус органа по сертификации, то есть получившие соответствующие полномочия в установленном порядке;
3) выполняется на условиях договора между заявителем (работодателем) и органом по сертификации;
4) при проведении работ по добровольной сертификации используются формы документов (заявки, сертификат соответствия, приложения к сертификату соответствия, разрешения на применение знака соответствия, знак соответствия и др.), установленные основополагающими организационными и методическими документами конкретной системы добровольной сертификации;
5) при сертификации должно осуществляться информирование изготовителей (продавцов, исполнителей), потребителей (покупателей), общественных организаций, органов по сертификации, испытательных лабораторий, а также всех других заинтересованных организаций и отдельных лиц о правилах и результатах сертификации.

При этом должна соблюдаться конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну. В это связи важно отметить следующее: зачастую перечень информации составляющей коммерческую тайну является предметом спекуляции руководителей организаций как в отношении своих сотрудников, так и экспертов по сертификации. Дело в том что:

  • «конфиденциальность информации» - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя [9];
  • «информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства)» - сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны [10].

В этой связи необходимо знать, что режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении, в частности, следующих сведений:

  • о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
  • о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
  • о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
  • о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений [10, ст. 5].

Сертификация включает следующие обязательные для реализации этапы:

А. Подача работодателем заявки в орган по сертификации.
Работодатель вправе обратиться в любую Систему добровольной сертификации и, соответственно, в любой орган по сертификации в соответствии c его разрешительной областью деятельности. Как правило одновременно с заявкой работодателем представляется пакет документов, подтверждающих соответствие объектов сертификации установленным требованиям. Объем и содержание документов, необходимых для проведения работ по добровольной сертификации, определяет орган по сертификации в каждом конкретном случае индивидуально.

Б. Рассмотрение заявки и принятие органом по сертификации решения по ней.
Продолжительность этого этапа ограничена во времени: не позднее одного месяца после получения заявки орган по сертификации должен сообщить заявителю (работодателю) решение по ней, содержащее основные условия сертификации [6]. По другим документам этот период составляет не более 15 календарных дней [8].

В. Проведение органом по сертификации оценки соответствия объектов сертификации установленным требованиям по месту профессиональной деятельности заявителя (работодателя).
Подтверждение соответствия проводится комиссией, состав которой определяет орган по сертификации. В состав комиссии не могут быть включены представители проверяемой организации, а также представители любых других организаций, заинтересованных в результатах сертификации.

Г. Принятие органом по сертификации решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия заявителю (работодателю).
При положительных результатах оценки соответствия, орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия, а при отрицательных - об отказе в его выдаче с аргументированным обоснованием причин отказа. Основанием для отказа в выдаче сертификата соответствия является отсутствие положительного результата подтверждения соответствия, а также отказ заявителя (работодателя) от оплаты работ по сертификации.

Д. Выдача органом по сертификации сертификата соответствия заявителю (работодателю).
Необходимо обратить внимание на тот факт, что право выдачи сертификата соответствия принадлежит исключительно органу по сертификации, но никак не экспертам по сертификации, которые только проводят непосредственную работу по добровольной сертификации в организациях.
Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации с учетом итогов сертификации, сроков действия нормативных и иных документов, но не более чем на 3 (три) года. Сертификат соответствия вступает в силу с даты его регистрации в органе по сертификации.

Е. Проведение органом по сертификации инспекционного контроля за сертифицированными объектами в организации-держателе сертификата соответствия.
Инспекционный контроль за сертифицированными объектами проводит орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, не реже одного раза в год в форме периодических и внеплановых проверок для установления соответствия выполняемых работ и оказываемых услуг требованиям, подтвержденным при сертификации. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или даже отменить действие выданного им сертификата соответствия.
В заключении необходимо рассмотреть последовательность мероприятий предприятия по планированию и проведению добровольной сертификации:

1. Первоначально необходимо определиться, что именно предстоит сертифицировать на предприятии: какие конкретно работы, услуги, продукцию, системы менеджмента и прочее.
2. Далее важно оценить степень готовности предприятия к сертификации. Для этого в организации желательно провести предсертификационный аудит (проверку), который осуществляется, как правило, силами сотрудников предприятия. Полученные результаты изучаются, анализируются, систематизируются. По их результатам, в случае необходимости, разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных несоответствий (проведению корректирующих и предупреждающих действий).
3. После устранения выявленных несоответствий по результатам предсертификационного аудита принимается окончательное решение о готовности предприятия к сертификации и ориентировочных сроках ее проведения.
4. На следующем этапе необходимо выбрать систему добровольной сертификации в формате которой будет проведена сертификация. Для этого необходимо изучить и оценить действующие в настоящее время системы добровольной сертификации, проводящие оценку нужного нам объекта сертификации, а именно:

  • полное наименование и наличие их в реестре;
  • наименование, адрес и контактные телефоны организаций (индивидуальных предпринимателей), зарегистрировавших системы;
  • область распространения систем (объекты сертификации).

Вся необходимая информация содержится на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.

5. После этого приступаем к более детальному изучению и оценке системы добровольной сертификации, которой отдано предпочтение:

  • правил функционирования системы;
  • правил сертификации, принятых в системе;
  • других основополагающих организационных и методических документов системы;
  • ее организационной структуры (состав участников), в частности, количества действующих органов и экспертов по сертификации;
  • результатов деятельности по сертификации (сколько и какие организации прошли в этой системе процедуру сертификации).

Необходимая информации должна содержаться на официальном сайте организации (индивидуального предпринимателя), зарегистрировавшей в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии систему добровольной сертификации.

6. Далее необходимо заочно изучить и оценить орган по сертификации, которому отдано предпочтение, в том числе:

  • наименование, адрес и контактные телефоны;
  • наличие разрешительного документа на этот вид деятельности и, соответственно, разрешительной области деятельности (объекты, разрешенные к сертификации);
  • наличие разрешительных документов у сотрудников (удостоверений экспертов по сертификации в соответствии с разрешительной областью деятельности органа по сертификации);
  • результаты деятельности по сертификации (сколько и какие организации прошли в этом органе по сертификации процедуру подтверждения соответствия);
  • известность (репутацию);
  • признаваемость сертификатов соответствия и пр.

Необходимая информации может содержаться на официальном сайте организации, зарегистрировавшей систему добровольной сертификации, а также на официальном сайте органа по сертификации (при его наличии). При необходимости, проводится очное изучение и оценка органа по сертификации, которому отдано предпочтение, по месту осуществления его профессиональной деятельности.

7. Далее осуществляется подача в орган по сертификации заявки на проведение процедуры подтверждения соответствия и заключение соответствующего договора.
8. Непосредственно перед сертификацией проводится информирование и инструктаж сотрудников предприятия о ее целях и задачах, а также выделение ответственных лиц.
9. По результатам проведенной сертификации разрабатывается, при необходимости, план мероприятий по устранению выявленных несоответствий (проведению корректирующих и предупреждающих действий).
10. Проводится устранение несоответствий, выявленных органом по сертификации.
В заключении хочется выразить уверенность в том, что, несмотря на все трудности как объективного, так и субъективного характера, которыми в настоящее время изобилует наша повседневная жизнь, сама идея проведения добровольной сертификации в любых организациях (заявитель), то есть вне зависимости от их организационно-правовых форм и форм собственности, не только сохранится в нашем обновленном государстве, но и получит свое дальнейшее логическое и закономерное развитие и послужит на благо всем нам. 

Библиография:

1. Постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 10.05.2000 г. № 26 «Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации» (последующими с изменениями и дополнениями).
2. Приказ Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 г. № 779н «О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда России и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям».
3. Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (последующими с изменениями и дополнениями).
5. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (с последующими изменениями и дополнениями).
6. Постановление Госстандарта России от 05.08.1997. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации» (с последующими изменениями и дополнениями).
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2004 г. № 32 «О регистрации и размере платы за регистрацию системы добровольной сертификации» (с последующими изменениями и дополнениями).
8. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.12.2011 г. № 815-ст. ГОСТ Р 54659 - 2011. «Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации услуг (работ)».
9. Федеральный закон от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с последующими изменениями и дополнениями).
10. Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с последующими изменениями и дополнениями).

С.А. Цуциев - директор Центра оценки условий труда НОУ ДПО «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства», доктор медицинских наук, г. Санкт-Петербург