Публикации

← Вернуться назад

Совершенствование подготовки экспертов

  • 30-05-2012
  • |
  • Охрана труда и Социальное страхование. – 2012. - № 3

Вопрос подготовки экспертов по сертификации организации работ по охране труда весьма непростой, а в чем то даже отчасти и запутанный. Поэтому рассматривать его можно только в контексте с теми концептуальными изменениями, которые наметились за последнее время в охране труда в целом.
Позволю себе напомнить, уважаемый читатель, что в нашей стране работы по охране труда стали объектом сертификации начиная лишь с 2002 г., когда благодаря творческой активности коллектива сотрудников Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации, возглавляемого в то время Ю.Г. Сорокиным, была разработана и зарегистрирована в Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии «Система сертификации работ по охране труда в организациях» (сокращенное название: ССОТ). В этой связи вышло постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от «24» апреля 2002 г. № 28 (ныне утратило силу). В соответствии с данным постановлением в формате ССОТ, в частности, была организована подготовка экспертов по сертификации работ по охране труда на системной основе, благодаря чему были своевременно обозначены и успешно преодолены «детские болезни» этого процесса.
С «01» сентября 2010 г., как известно, названное выше постановление, в соответствии приказом Минздравсоцразвития России № 779н от «01» сентября 2010 г. [1], утратило силу. Однако настоящий факт вовсе не означает, как некоторые полагают, что одновременно с этим исчезла и сертификация органиацзии работ по охране труда, а эксперты по сертификации оказались «не у дел».
В качестве справки, уважаемые читатели, хочу заметить, что приказом Минздравсоцразвития [1] аннулировано только постановление. Сама же ССОТ, как система сертификации, до сих пор благополучно здравствует, однако только теоретически. Подтверждением этому является реестр Систем добровольной сертификации, размещенный на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, где ССОТ числится до сих пор. Ее владелец - Министерство труда и социального развития Российской Федерации.
Сертификация вообще и сертификация органиацзии работ по охране труда, в частности, не только никуда не исчезла, а наоборот - становится все более и более актуальной. И это закономерно, так как в настоящее время одним из главных инструментов, гарантирующих поддержание качества в бизнесе является именно сертификация, предполагающая проведения ежегодных инспекционных проверок. И при вхождении в мировой рынок каждое российское предприятие должно предоставить потенциальным партерам по бизнесу - в первую очередь зарубежным - убедительные свидетельства способности поддерживать качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг в формате установленных требований. Вот именно в этом и заключается смысл любой сертификации.
Соответственно этому возрастает и актуальность вопроса совершенствования подготовки экспертов по сертификации организации работ по охране труда.
В нашем Институте первоначально подготовку указанных специалистов мы осуществляли в рамках ССОТ, а начиная с 2006 г. - в формате «Системы добровольной сертификации организации работ и услуг в сфере охраны труда в организациях» (сокращенное название: СДС-ОТ), зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии. Разработчиком и владельцем этой системы сертификации является Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства» (г. СПб).
Нашим Институтом разработаны все необходимые основополагающие организационные и методические документы, позволяющие СДС-ОТ полноценно функционировать. Это «Правила функционирования СДС-ОТ», «Положение о Знаке соответствия и порядке его применения», «Положение о Центральном органе СДС-ОТ», «Положение о порядке специальной подготовки экспертов СДС-ОТ» и «Правила предоставления полномочий на проведение сертификации в СДС-ОТ» (сервер в сети Интернет: http://www.safework.ru).
В настоящее время в состав организационной структуры СДС-ОТ входит более 60 экспертов по сертификации и 10 органов по сертификации, расположенных по всей территории нашей страны. Скептикам эти цифры покажутся неубедительными. Но мы не гонимся за количественными показателями. Главное - это качество. И у нас установлены достаточно «жесткие» критерии отбора (соответствия).
Держателями Сертификатов соответствия СДС-ОТ является более 50 организаций, в том числе такие широко известные «гиганты»:

  • ОАО «Сибирский химический комбинат» (СХК). Эта организация является градообразующим предприятием закрытого административно-территориального образования г. Северск. В ОАО «СХК» входит 8 предприятий основного и порядка 15 предприятий вспомогательных производства;
  • ООО «Водоканал» (г. Краснодар);
  • ОАО «Черномортранснефть (г. Новороссийск);
  • ОАО «Адыггаз» (г. Майкоп) и пр.

В чем мы видим главную проблему и, соответственно, основные направления совершенствования подготовки экспертов по сертификации применительно к нашему объекту подтверждения соответствия (организации работ по охране труда)?
К сожалению, основная масса обучающихся весьма слабо понимает, а порой и не знает о «системном подходе в управлении охраной труда» в организациях, который наметился в середине прошлого десятилетия. Более того, ряд слушателей просто не желает вникать в суть этого подхода, ограничиваясь старыми привычными понятиями. Это вызывает большую озабоченность руководства нашего Института.
Позволю себе напомнить, уважаемые коллеги, что суть системного подхода сводится к тому, что объекты, процессы и пр. условно объединяются в единую систему. Однако основное внимание обращается не на отдельные элементы этой системы, а на те связи, которые складываются между ними. Применительно к управлению охраной труда системный подход заключается в том, что все виды работ и услуг, выполняемые в организации, а также все процессы и элементы самой системы управления рассматриваются не изолированно, как это сейчас имеет место в основной массе организаций нашей страны, а во взаимосвязи друг с другом. Поставленные цели по каждому направлению охраны труда согласуются как между собой, так и с целью организации в целом.
Необходимо заметить, что неблаговидную роль в этом «отставании», к сожалению, сыграла ССОТ, в которой до самого последнего времени (до «01» сентября 2010 г.) готовили экспертов по сертификации «работ по охране труда». Хотя еще в июне 2006 г. в ст. 212 «Трудового кодекса» [2] были внесены существенные изменения, обязывающие работодателя проводить уже не «... сертификацию работ по охране труда ...», а «... сертификацию организации работ по охране труда ...».
В нашей системе сертификации (СДС-ОТ) изначально сделан был акцент именно на этом требовании «Трудового кодекса» [2] и формированию у слушателей в процессе обучения соответствующей смысловой доминанты. Поэтому в нашем Институте уже с 2006 г. мы приступили к подготовке экспертов по сертификации организации работ по охране труда на соответствие требованиям государственных законодательных и иных нормативных требований по охране труда в Российской Федерации.
Подготовка таких экспертов символизирует собой начальный этап становления процесса сертификации организации работ по охране труда в нашей стране, когда определяются и корректируются цели, задачи, методы, программы сертификации и пр. Иными словами формируется общая культура сертификации, еще непривычная для основной массы работодателей нашей страны.
Однако ограничиваться подготовкой только таких экспертов по сертификации, по нашему глубокому убеждению, в настоящее время является принципиально неверным. На смену большому количеству государственных законодательных и иных нормативных правовых актов, в которых по «чуть-чуть» изложены те или иные требования к организации работ по охране труда, вышел межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» [3]. Он вступил силу с «01» июля 2009 г. Этот документ ценен тем, что в нем в одном изложены все основные требования к готовым современным системам управления охраной труда (СУОТ) в организациях различного типа, то есть к окончательному результату разработки и внедрения. Кроме этого, в 2009 г. вышел «ГОСТ Р 12.0.009-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда на малых предприятиях» [4].Руководствуясь этими доводами в нашем Институте с декабря 2010 г. приступили к обучению экспертов по сертификации СУОТ на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007. В этом мы видим следующее важное направление совершенствования подготовки экспертов по сертификации. Мы провели уже три таких цикла обучения. Кончено, все не так просто. Есть и проблемы. Они, в первую очередь, касаются формирования у кандидатов в эксперты по сертификации единого понимания положений ГОСТ 12.0.230-2007 [3]. Это является следствием, увы, не совсем корректного, с точки зрения нашей отечественной ментальности, изложения материала в настоящем документе. Вербальные конструкции некоторых требований таковы, что создается прецедент для их неоднозначной трактовки. А это для стандарта является, в принципе, недопустимым: что не укладывается в формат требования рассматривается при сертификации как несоответствие и подлежит устранению. Вот наиболее наглядный, с нашей точки зрения, пример: в стандарте указывается: «... Должны быть установлены структуры и процессы ... установления и выполнения ясной политики по охране труда ...» [3, п. 4.3.2]. Казалось бы все понятно: в организации должна быть разработана политика по охране труда. Однако, при внимательно прочтении этого документа далее мы находим следующее положение: «... следует устанавливать и совершенствовать документацию системы управления охраной труда, которая может содержать ... политику организации по охране труда ...» [3, п. 4.5.1]. В другом месте: «Работодатель ... излагает в письменном виде политику в области охраны труда ...» [3, п. 4.1.1]. В целом, с точки зрения реализации требований стандарта, становится не очень понятным: так должна или нет в организации в обязательном порядке иметься политика по охране труда и на каком типе носителя информации она может быть представлена? Наша ментальность не приемлет, увы, повествовательные глагольные формы. В настоящее время работодателю понятна и приемлема только одна глагольная форма - долженствования: «должен разработать ...», «должны быть установлены ...» и пр.
Кроме этого, кандидаты в эксперты по сертификации в основной своей массе, особенно начинающие, не понимают возможной практической реализации многих положений ГОСТ 12.0.230-2007 [3] в виде конкретных процедур, осуществляемых в организации в соответствии с требованиям государственных законодательных и иных нормативных требований по охране труда в Российской Федерации. Иными словами имеется какое-либо конкретное требование стандарта, а вот в виде каких именно работ оно может быть реализовано в организации и какие документы и записи данных по охране труда необходимо при этом изучать оценивать - вызывает основное затруднение. Например, такое требование: «Работодатель должен привлекать работников и их представителей по охране труда к консультациям, информированию и повышению их квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий» [3, п. 4.2.2]. Другой пример: «Должны быть установлены структуры и процессы ... обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников и их представителей в выполнении политики в области охраны труда» [3, п. 4.3.2]. Или еще: «Проверка должна охватывать ... политику организации в области охраны труда ...» [3, п. 4.13.3] и т.д. и т.п. Сформулированные таким образом положения стандарта пока еще, увы, являются для большинства отечественных экспертов «terra incognito». К сожалению, «ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования по разработке, применению и совершенствованию» [4], призванный, казалось бы, внести полную ясность, так как основное его предназначение - раскрыть содержание требований ГОСТ 12.0.230-2007 [3] и дать некоторые возможные варианты практической их реализации, подобного рода вопросы все же оставляет без вразумительного ответа.
Поэтому третье направление совершенствования обучения мы видим в подготовке экспертов на основе единых программ сертификации. Вообще качество подготовки именно экспертов по сертификации во многом определяется наличием в обучающей организации добротных программ сертификации, которые позволяют наглядно демонстрировать серьезность намерений руководства этой организации в качественном обучении данной категории специалистов. В нашем Институте исходно был сделан акцент на этом вопросе. Поэтому мы приступаем к обучению только при условии наличия разработанной и апробированной программы сертификации.
В настоящее время обучение в нашем Институте проводится на основе двух программ сертификации, разработанных нашими специалистами. Это:

  • Программа сертификации организации работ по охране труда на соответствие требованиям государственных законодательных и иных нормативных требований по охране труда в Российской Федерации. Она насчитывает 443 процедуры;
  • Программа сертификации СУОТ организации на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 [3]. Этот документ содержит 356 процедур.

С целью облегчения формирования у экспертов по сертификации единства понимания требований процедур сертификации, сотрудниками нашего Института разработаны и уже изданы два практических пособия:

  • «Сертификация организации работ по охране труда для начинающих» [5];
  • «Организация работ по охране труда как объект сертификации» [6].

В настоящее время в Институте завершается большая работа по подготовке очередного практического пособия, предназначенного для экспертов по сертификации СУОТ на соответствие требованиям ГОСТ 12.0.230-2007 [3]. Проблема в том, что этот стандарт содержит, как уже говорилось выше, лишь требования к готовым СУОТ. Но как именно практически в организации может быть реализовано то или иное требование ГОСТ для многих экспертов по сертификации, особенно начинающих, является «камнем преткновения». Поэтому в нашем пособии мы приводим примеры возможной реализации этих требований в виде конкретных документов и записей данных СУОТ.
Подводя итог всему сказанному можно заключить, что руководство нашего Института уделяет вопросу качества подготовки экспертов по сертификации особое внимание: не только выявляются проблемные места, но своевременно реализуются наиболее эффективные, как нам видится, мероприятия по совершенствованию этого процесса. И, в первую очередь, это касается формирования у обучающихся системного подхода в управлении охраной труда. 

Библиография:
1. Приказ Минздравсоцразвития России №779н от 01.09.2010 г. «О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда России и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
3. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 169-ст от 10.07.2007 г. «ГОСТ 12.0.230-2007. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» / вступил в действие с 01.07.2009 г.
4. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 283-ст от 10.08.2009 г. «ГОСТ Р 12.0.009-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда на малых предприятиях» / вступил в действие с 01.07.2010 г.
5. Цуциев С.А. Сертификация организации работ по охране труда для начинающих / Практическое пособие. - СПб.: цотпбсп, 2011 г. - 28 с.
6. Цуциев С.А. Организация работ по охране труда как объект сертификации / Практическое пособие. - СПб.: цотпбсп, 2011 г. - 172 с.

С.А. Цуциев - директор Департамента научно-технических разработок и сертификации НОУ ДПО «Институт промышленной безопасности, охраны труда и социального партнерства», доктор медицинских наук, г. Санкт-Петербург