Публикации

← Вернуться назад

Министр Максим Топилин — о развитии системы оценки профессиональных квалификаций

  • 14-01-2016
  • |
  • www.rosmintrud.ru

Стенограмма выступления Министра труда и социальной защиты РФ Максима Топилина на совещании у Президента РФ с членами Правительства 

<...> М.Топилин: Уважаемый Владимир Владимирович!

Уважаемые коллеги!

 Прежде всего я хотел бы сказать о том, что, когда мы подошли к решению задачи создания современной системы оценки квалификаций, мы обнаружили, что фактически на протяжении, наверное, 20 последних лет в нашей стране практически не обновлялись описания профессий, все справочники, требования к профессиям сохранились в том виде, в котором достались нам в наследство ещё практически от Советского Союза, и сама система установления этих требований фактически не соответствовала нормальным рыночным условиям.

То есть это всё делало государство, и всё это фактически было на полках.

Работодатели, которые, казалось бы, должны участвовать и должны именно формировать требования к квалификациям, и тем самым мы могли бы выстроить определённое взаимодействие между требованиями работодателей и работой системы образования, - ничего этого практически не было.

И когда в начале 2012 года мы приступили к формированию этой системы, мы фактически стояли перед такой ситуацией, когда нужно было всё это поменять и создать новую законодательную и нормативную основу, но мы понимали, что это должно быть именно новым регулированием, когда во главе угла должны стоять именно интересы прежде всего работодателя.

Тогда было принято решение в том числе и о создании Национального совета при Президенте, который смог бы формировать всю эту повестку дня, задавать эту повестку дня. Четыре основных направления деятельности, которые реализовывались за эти годы прежде всего.

Первое направление - это разработка и постепенное внедрение профессиональных стандартов, то есть это новые требования и описания новых требований к профессиям.

Вторая задача - это создание справочников профессий, которых тоже фактически до последнего времени не было, тех справочников профессий, которые в том числе востребованы на рынке труда, и здесь тоже нам удалось продвинуться.

Третья задача, которую мы перед собой ставили, - это создание базового центра профессиональной подготовки рабочих кадров.

Четвёртое - это создание независимой системы оценки квалификации, с тем чтобы это делали не образовательные учреждения и не отдельные работодатели, а чтобы была создана именно в отраслевых подразделениях работодателей система, в которой можно оценить на протяжении всей жизни квалификацию работников.

Как я уже сказал, всю эту работу мы выстраивали именно на основе взаимодействия, я бы даже так сказал, передавая эти компетенции, пытаясь передать все эти компетенции объединениям работодателей. Мы Вам докладывали два года назад, когда эта работа только начиналась, и тогда была поставлена задача, чтобы не государство напрямую через какие‑то образовательные учреждения тратило деньги на создание профстандартов, а чтобы это были именно расходы, которые идут через работодателей, чтобы они создавали и задавали эту всю повестку дня.

Так эта работа сейчас и построена в рамках Национального совета, который очень активно работает, и эту всю работу мы ведём именно в рамках Национального совета, который Александр Николаевич Шохин возглавляет. Там уже созданы отраслевые советы, они готовят профессиональные стандарты.

На сегодняшний момент, что касается разработки требований к профессиям, современных профессиональных стандартов, тоже в соответствии с указом Президента, стояла задача сделать 800.

На конец прошлого года Министерством труда утверждено 804 профессиональных стандарта, мы эту задачу реализовали, но это не означает, что мы должны останавливаться на этой цифре.

 Когда мы стали готовить справочники профессий, мы увидели, что около, наверное, 1600-1800 профессиональных стандартов - это будет приблизительно тот перечень, который сможет охватить всю палитру профессий, которые у нас сегодня существуют. При этом профессиональные стандарты готовятся, как я уже сказал, отраслевыми объединениями работодателей. Они сейчас охватывают совершенно разные отрасли.

 Те 800 стандартов, которые подготовлены, охватывают, по нашим оценкам, приблизительно 55 процентов занятости, как мы себе и видели эту задачу. Это и строительство, и обрабатывающее производство, и авиастроение, автомобилестроение. Не все, конечно, отраслевые объединения работодателей с той или иной степенью активности участвуют, но этот интерес мы видим, он увеличивается, и мы видим, что появляются навыки, потому что, как я уже сказал вначале, даже навыки описания профессий, что требовать работодателям от таких документов, были утеряны.

 Сейчас этот процесс, как нам представляется, восстановлен. Уже в объединениях работодателей, в крупных компаниях и в средних компаниях профессиональные стандарты применяются. И мы видим своей задачей, как я уже сказал, не останавливаться на тех работах, которые мы сделали, но и в последующие годы эти средства тоже предусмотрены, и документы на 2016 год Правительством тоже подписаны.

 Это 300 миллионов рублей, которые выделяются Российскому союзу промышленников и предпринимателей на продолжение этой работы, на внедрение профессиональных стандартов, на обучение специалистов, чтобы мы это возвели уже в автоматический процесс. Как я уже сказал, мы подготовили справочники профессий.

Казалось бы, работа достаточно простая, но оказалось, что её тоже необходимо было делать путём именно опроса работодателей. Именно путём опроса почти 20 тысяч компаний. Мы эту работу вели почти год. Нам удалось подготовить консолидированные справочники, которые утверждены пока приказами Министерства труда, и справочник 50 профессий, которые будут являться приоритетными для подготовки специалистов в среднем специальном образовании, то есть рабочих профессий. Туда вошли как достаточно массовые, стандартные профессии, так и новые профессии.

Мы это отрабатывали также с коллегами из Агентства стратегических инициатив, именно с тем чтобы связать эти перечни с чемпионатами WorldSkills, которые проводятся. То есть мы хотим соединить не только то, что происходит на производстве, но соединить это с тем лучшим опытом, с теми лучшими навыками, которые получают наши граждане в рамках чемпионатов WorldSkills.

 Мы предполагаем этим документам придать статус, чтобы они работали уже в экономике, имея определённый статус. Мы предполагаем до конца этого года внести соответствующие изменения в закон о занятости, чтобы эти справочники приобрели уже определённый нормативный характер и являлись ориентиром прежде всего для молодых людей, для образовательных учреждений по направлениям подготовки и тем профессиям, которые являются наиболее востребованными и наиболее популярными на рынке труда.

 Также я сказал о базовом центре. Мы исходили из того, что это не должно быть каким‑то новым учреждением, которое будет дублировать то, что делает Министерство образования, где в регионах создаются различные модельные центры и лучшие практики создаются в различных региональных учреждениях среднего специального образования.

Мы исходили из того, что это должен быть именно методологический инструмент, методологический центр, который будет обладать лучшими практиками и распространять лучший опыт. Пока распоряжением Правительства на 2016 год эти функции возложены на Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия».

Это временное решение, с тем чтобы мы могли, как я уже сказал, сделать переход от того, что мы имеем лучшего в ходе чемпионатов, и как попытаться эту практику внедрить в подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях, сделать этот переходной элемент.

 Но в последующем, я думаю, Александр Николаевич об этом расскажет, мы всё‑таки, скорее всего, этот базовый центр будем вмонтировать в систему объединения работодателей, чтобы он уже на постоянной основе работал.

А в течение 2016 года задача заключается в том, чтобы подготовить программы перехода от лучших практик, с тем чтобы они могли применяться именно для обучения ребят в учебных заведениях. И мы ставим перед собой задачу подготовить 700 преподавателей, которые могли бы именно эти все навыки переносить на обычную учебную практику, потому что пока таких преподавателей у нас, как показывает практика, крайне мало.

 И сделать так, чтобы эти все новые знания, опыт и навыки передавались в массовое образование - этого практически нет. Мы считаем, что это ключевая задача. И последний элемент - это создание системы независимой оценки квалификации. Как я уже сказал, этот опыт сегодня у нас есть, эти центры независимой оценки квалификации, они появляются самостоятельно в структурах объединения работодателей.

Мы и с объединениями работодателей, и с профсоюзами, обсудив эту ситуацию, пришли к выводу о том, что это позитивная практика, потому что работники могут получать соответствующие сертификаты, подтверждающие квалификацию, как я уже сказал, вне зависимости от систем образования, когда может быть определённый интерес признать квалификацию недолжным образом и вне зависимости от конкретных работодателей.

 У нас сейчас есть проблема, когда один работник переходит от одного работодателя к другому, то ему надо каждый раз подтверждать разряд. И при наличии подтверждения в таких отраслевых центрах, которые будут формироваться в отраслевых союзах работодателей, мы сможем создать систему независимой оценки квалификации.

 Мы подготовили законопроект по этому вопросу, который создаст именно законную рамку и установит определённые полномочия: что должно делать государство, что должно делать министерство, что должны делать работодатели, регулируя деятельность этих центров, чтобы там не было никаких обманов и была именно качественная оценка работников, чтобы работники могли повысить квалификацию и получить подтверждение именно по новым компетенциям в этих центрах.

И такой законопроект мы планируем уже в первом квартале этого года внести в Государственную Думу. Я надеюсь, что мы завершим все процедуры согласования. Там есть ещё некоторые разночтения, но в принципе он у нас практически подготовлен.

 На основании этих действий, как нам представляется, мы сможем уже развернуть совершенно в другом русле систему и оценки квалификаций, и описания профессий, и установления требований к работникам, и повысить возможности работников повышать квалификацию на протяжении всей жизни, и соответствующие подтверждающие документы иметь. Как нам представляется, Александр Николаевич тоже доложит, в таком виде данная система сможет постепенно набирать обороты и достаточно серьёзно влиять как на повышение производительности труда, так и на улучшение компетенции работников, всех специалистов. Спасибо.