Публикации

← Вернуться назад

В интервью «Российской газете» замминистра Татьяна Блинова рассказала о госпрограмме «Содействие занятости населения»

  • 22-01-2013
  • |
  • «Российская газета»

Этот год принесет участникам рынка труда немало перемен. Для работодателей ощутимо изменятся правила привлечения иностранных работников, инвалиды должны получить больше шансов для трудоустройства, а безработных может в перспективе ожидать повышение пособия. Об этом в интервью "РГ" рассказала заместитель министра труда и социальной защиты России Татьяна Блинова.

Татьяна Викторовна, с нового года начала действовать федеральная программа "Содействие занятости населения" до 2020 года. Какую пользу она принесет рынку труда?

Татьяна Блинова: Я полагаю, что она уже приносит результаты.

Не успев начаться?

Татьяна Блинова: Дело в том, что программа разрабатывалась длительное время. И некоторые мероприятия, вошедшие в нее, уже начали реализовываться. А в 2013 году эта работа продолжится.

Одно из важнейших мероприятий - содействие трудоустройству инвалидов. Регионы получат субсидии на оснащение рабочих мест для них. Всего федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации перечислят на эти цели 1,5 миллиарда рублей. Мы рассчитываем, что благодаря этому в 2013 году смогут трудоустроиться 14,2 тысячи инвалидов.

По-моему, эта мера не новая, и субсидии на оснащение рабочих мест для инвалидов бюджетом уже выделялись в течение нескольких лет. Что изменится в этом году?

Татьяна Блинова: Действительно, программа была внедрена в 2010 году в рамках антикризисных мер по снижению напряженности на рынке труда. Мы понимали, что от влияния кризиса в первую очередь могут пострадать инвалиды. Но принцип формирования программы был иным. В значительной степени он носил добровольный характер. Регион, исходя из того, сколько инвалидов обратилось в службу занятости, готовил предложения по числу участников программы. С 2012 года мы устанавливаем уровень доступности программы для незанятых инвалидов, равномерный по всем регионам.

Всего в стране неработающих инвалидов трудоспособного возраста - 2,6 миллиона человек. Из них в службу занятости обращается 250 - 270 тысяч в год. Если средний уровень инвалидизации в стране достаточно равномерный, около 10-11 процентов, то доля обратившихся в службу занятости от региона к региону варьируется от 3 до 22 процентов от численности незанятых инвалидов. И значит, мы должны обеспечить равный доступ определенной доли незанятых инвалидов к трудоустройству на специально оборудованные места.

Каким образом?

Татьяна Блинова: Меняется сумма, которая компенсируется работодателю за оснащение рабочего места для инвалида - теперь в среднем она составляет 66,2 тысячи рублей (в 2010 году она была вдвое меньше - 30 тысяч, в 2011-2012 годах - 50 тысяч). Предусмотрен дифференцированный размер возмещения затрат работодателей. Для одного инвалида достаточно купить специальный компьютер за 30 тысяч, для другого требуется более дорогостоящее оснащение - за 150-200 тысяч рублей, и это будет учитываться. Максимальную сумму компенсации за одно рабочее место регионы определяют самостоятельно.

Среди инвалидов много квалифицированных специалистов, которые способны наравне со всеми создавать товары, оказывать услуги, приносить прибыль.

Какие еще категории граждан выиграют благодаря этой программе?

Татьяна Блинова: Мы продолжим реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда в 15 регионах с наиболее высоким уровнем безработицы и коэффициентом напряженности на рынке труда. Это республики Северного Кавказа, Тыва, Калмыкия, Курганская область, Адыгея и другие. Здесь упор будет сделан на трудоустройство молодежи, стажировку выпускников, содействие в переезде в другую местность. В этих регионах за счет финансирования из федерального бюджета и бюджетов регионов в размере 1,13 млрд рублей будут идти программы переобучения, повышения квалификации, а также аттестации - это для тех, кто сам овладел профессией, но нуждается в документе, подтверждающем уровень владения навыками. Более 20 тысяч граждан, проживающих в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда, примут участие в этих мероприятиях.

Мы продолжим поддержку предпринимателей, которые открыли свое дело при помощи органов службы занятости, а теперь принимают на создаваемые рабочие места безработных. За создание такого рабочего места по-прежнему выплачивается 58800 рублей.

У меня ощущение дежавю - про реализацию всех этих мер мы слышим уже несколько лет.

Татьяна Блинова: В самом начале я говорила, что часть мер, заложенных в программе, уже реализовывается. С 2012 года, как вы знаете, полномочия в сфере занятости были переданы регионам, и мы весь год внимательно отслеживали, как развивается ситуация на рынке труда в конкретных субъектах. Были опасения, что ситуация ухудшится, доступность услуг уменьшится, качество понизится. Но сейчас мы пришли к выводу, что многие мероприятия не только продолжены, они получили несколько иное развитие, в большей степени учитывающее региональные особенности.

Если все регионы, кроме "кризисных", сами разрабатывают меры активной занятости и сами их финансируют, зачем нужна федеральная программа?

Татьяна Блинова: Основная цель программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда. Из этого вытекает задача предотвращения роста напряженности на рынке труда, сокращения безработицы. Соответственно, предлагаются мероприятия, которые позволят эти цели достигнуть.

Недавно мы впервые сделали прогноз баланса трудовых ресурсов по видам экономической деятельности на 2013-2015 годы. В его разработке участвовали все министерства. Он размещен на сайте министерства. С 2015 года будем делать долгосрочный прогноз, в том числе в региональном разрезе. Баланс позволяет увидеть сильные и слабые стороны рынка труда и, исходя из этого, выработать политику занятости.

Вторая задача, прописанная в программе, - привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики. Она ориентирована на совершенствование механизмов привлечения работников из-за рубежа.

Третья - поддержание высокой квалификации, сохранение здоровья работников, обеспечение и защита их трудовых прав. Это направление в большей степени направлено на охрану труда и развитие трудового законодательства.

Я слышала, вы хотите поменять механизм начисления пособия по безработице. Как?

Татьяна Блинова: Мы создали специальную рабочую группу при министерстве, в состав которой входят представители профсоюзов, работодателей и других министерств. Сейчас пособие по безработице не всегда соответствует замещению утраченного заработка. Люди, которые хорошо зарабатывали, но потеряли работу, должны получать более высокие выплаты в течение определенного срока, позволяющего вновь трудоустроиться. Естественно, должно сохраниться пособие и для тех, кто не имел трудового стажа до регистрации безработным, но оно, конечно, должно быть меньшего размера (этот принцип действует и сейчас).

Предложения о том, как сделать пособие более справедливым, есть и у профсоюзов, и у работодателей, и у правительственной стороны. Расскажем о них позже, когда будет найден консенсус.

Так как же изменится механизм привлечения мигрантов?

Татьяна Блинова: Министерством в правительство внесены поправки к 115-му федеральному закону о привлечении и использовании иностранных работников. Мы полагаем, что нелегальную трудовую миграцию можно будет уменьшить, в частности, если сократить сроки рассмотрения заявки работодателя на привлечение иностранных работников.

Сейчас с момента подачи заявки до того момента, когда работодатель сможет взять на работу мигранта, может пройти полтора года. При корректировке квоты - меньше времени, месяца три. Но все равно процесс длительный, и мы бы хотели его сократить. С одной стороны, мы планируем продлить период, в течение которого работодатель сможет подавать заявку на привлечение иностранных работников в следующем году, с другой - сократить время рассмотрения заявки до полутора месяцев. Также мы предполагаем, что участвовать в корректировке квоты можно будет в режиме он-лайн.

Для упрощения процедур разработана и внедрена информационно-аналитическая система сбора и обработки потребности в привлечении иностранных работников. Работодатели могут воспользоваться ей, зайдя на сайт www.migrakvota.gov.ru. В данной системе они заполняют заявку о потребности в рабочей силе для замещения в предстоящем году вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками. Результаты рассмотрения заявок работодатели могут отслеживать в их личных кабинетах в разделе "Статус заявок".

Последние два года мы корректируем квоту 5-6 раз в год.

Во время корректировок квота прибавляется?

Татьяна Блинова: Не обязательно прибавляется, она изменяется. Кто-то подал заявку на 100 трудовых мигрантов, а потом понял, что ошибся в прогнозах, и попросил уменьшить квоту. А другому работодателю, наоборот, потребовалось расширение штатов. Происходит корректировка потребности. И наши поправки в законодательство сделают процесс более гибким. При этом должен быть соблюден баланс интересов между работодателями и россиянами, находящимися в поиске работы, чтобы не получалось ситуации, что иностранец принимается на место, на которое претендует российский гражданин.

Что-то еще поменяется в вопросах привлечения иностранных работников?

Татьяна Блинова: Мы предлагаем заменить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выпиской из перечня рабочих мест. Это документ, который будет выдаваться работодателю, желающему привлечь мигрантов. Он легализует в течение года право привлечения работников по определенному перечню профессий и специальностей. Это упростит процесс взаимодействия работодателя с миграционной службой, со службой занятости. И нам будет понятнее, какие рабочие места заняты иностранцами.

А сейчас он разве подает заявку не на представителей конкретной специальности? Не совсем понятно, в чем новшество.

Татьяна Блинова: В том, что количество работников может варьироваться. Сейчас, скажем, у работодателя есть вакансия, он берет на нее иностранца, тот через три месяца уезжает, но чтобы взять на это место нового человека, ему нужно снова получать разрешение на привлечение мигранта. Мы хотим внедрить схему, когда работодатель заявляет потребность не в определенном количестве людей, а в количестве вакансий, на которые ему нужны работники. И тогда, если человек уезжает домой через полгода работы, работодатель может взять на это место другого мигранта. Это пока обсуждаемый механизм, но мы стараемся двигаться в этом направлении.

С другой стороны, мы хотим предусмотреть стимулирование к более длительному, чем на год, привлечению квалифицированных мигрантов. При этом, безусловно, сохранятся категории "сезонных" работников. Мы прорабатываем условия привлечения и тех и других, обсуждаем их с работодателями и профсоюзами.