Архив Новостей

← Вернуться назад

На заседании Правительства России одобрен законопроект, направленный на повышение защищенности работника в части оплаты труда

  • 15-01-2016
  • |
  • www.rosmintrud.ru

На заседании Правительства России одобрен законопроект, направленный на повышение защищенности работника в части оплаты труда Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации» (по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда) разработан Минтрудом России во исполнение поручений Президента Российской Федерации о подготовке предложений по повышению ответственности работодателей за нарушение законодательства об оплате труда.

С целью повышения защищенности работников  и предупреждению возникновения задолженности по оплате труда законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс РФ, закон об исполнительном производстве, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
«Законопроектом предусмотрено выделение нарушения по невыплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику в соответствии с трудовым законодательством, в отдельный состав административных правонарушений и изменение размеров штрафов», - рассказал Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин.
По сравнению с действующими размерами в случае первичного нарушения увеличен штраф за невыплату зарплаты только для должностных лиц. Он составит от 10 до 20 тыс. рублей (в настоящее время - от 1 до 5 тыс. рублей).
При повторном нарушении штраф на должностных лиц увеличивается с 10-20 тыс. рублей до 20-30 тыс. рублей (кроме того, сохраняется альтернативная санкция в виде дисквалификации на срок от 1 до 3 лет).
Для предпринимателей без образования юридического лица и юридических лиц при повторном нарушении увеличивается только верхняя граница штрафов, нижняя граница не меняется. Для ПБОЮЛ штраф составляет сейчас 10-20 тыс. рублей, предлагается - 10-30 тыс. рублей. Для юридических лиц штраф установлен в размере 50-70 тыс. рублей, предлагается - 50-100 тыс. рублей. Данные размеры штрафов позволяют учесть финансовое положение нарушителя, обстоятельства, смягчающие ответственность, и учитывают соразмерность санкций за похожие правонарушения.
«В соответствии с законопроектом планируется увеличить только верхнюю границу штрафа и только при повторном нарушении для юридических лиц до 100 тыс. рублей, минимальный размер штрафа увеличиваться не будет. В случае же первичного нарушения увеличен штраф за невыплату зарплаты только для должностных лиц, - отметил Министр. - Такой размер штрафов мы предлагаем, исходя из соразмерности санкций, установленных действующим законодательством за схожие правонарушения». По словам Министра, предлагаемое увеличение штрафов направлено прежде всего на предупреждение повторных нарушений. Законопроект содержит также поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на предупреждение несвоевременной выплаты заработной платы:

  • предусматривается введение прогрессивной шкалы размера денежной компенсации за каждый день просрочки зарплаты. При невыплате свыше шести месяцев размер компенсации возрастает с 1/300 до 1/150 действующей в это время ключевой ставки ЦБ России (ст. 236 ТК РФ, сейчас - 1/300 ставки рефинансирования независимо от срока задержки);
  • конкретизация даты выплаты заработной платы - не позднее 10 дней со дня окончания периода, за который она начислена (статья 136 ТК РФ, сейчас - не реже чем каждые полмесяца). Такая определенность нужна для предупреждения затягивания сроков работодателями и претензий проверяющих органов;
  • проведение проверок по фактам нарушения сроков выплаты заработной платы незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры (статья 360 ТК РФ);
  • увеличение срока исковой давности по обращению в суд за защитой нарушенного права по оплате труда до одного года вместо действующих трех месяцев (статья 392 ТК РФ);
  • право подачи иска по трудовым спорам по месту жительства работника (статья 29 ГПК РФ). Министр Максим Топилин отметил, что «меры, предусмотренные законопроектом, направлены прежде всего на мотивацию работодателей к недопущению возникновения задолженности по заработной плате и повышению защищенности работников в части оплаты труда».
В ноябре 2015 года законопроект был рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности и в целом одобрен.

Справочно:
Задолженность перед работниками по заработной плате не снижается. По данным Росстата, на 1 декабря 2015 года, по сведениям организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 3,9 млрд рублей. По сравнению с 1 ноября 2015 года задолженность увеличилась на 395 млн рублей (на 11,3 %).
По сравнению с 1 декабря 2014 года задолженность увеличилась на 1,5 млрд рублей (на 60,8 %). Просроченная задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств на 1 декабря 2015 года составила 3,8 млрд рублей или 97,9% общей суммы просроченной задолженности.
По сравнению с 1 ноября 2015 года она увеличилась на 389 млн рублей (на 11,3%). Задолженность по заработной плате на 1 декабря 2015 года имелась перед 90 тыс. человек.
По данным Роструда, за 9 месяцев 2015 года проведено около 114,7 тыс. проверок, по которым выявлены 90 тыс. правонарушений, из них 42 тыс. - по оплате труда.
По результатам проверок выплачена зарплата 841,4 тыс. работникам.
Сумма выплаченной зарплаты по требованиям инспекторов составляет 17,2 млрд рублей. В 2015 году в суды было направлено 452 административных материала для принятия решения о дисквалификации должностных лиц за нарушения трудового законодательства, по результатам рассмотрения которых судами были приняты решения о дисквалификации 72 должностных лиц. В следственные органы направлено более 1016 материалов для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к уголовной ответственности по признакам преступления, предусмотренного статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.