Публикации

← Вернуться назад

Роструд: практика проведения специальной оценки условий труда

  • 22-10-2015
  • |
  • www.trudcontrol.ru

Уже полтора года действует Закон «О специальной оценке условий труда». О практике проведения спецоценки, о том, какие нарушения выявляют трудинспекции и как работодателю их избежать, рассказывает Иван Шкловец - заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости.

  - Иван Иванович, много ли нарушений по порядку проведения оценки условий труда на рабочих местах выявили трудовые инспекции за полтора года действия Закона о спецоценке? Какие это в основном нарушения? 
 - Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест. Если раньше инспекции труда ежегодно выявляли примерно 15 000 нарушений, то в первый год реализации Закона - в 2014 г. - было выявлено свыше 23 000, а в первом полугодии 2015 г. - более 11 000 нарушений. Это нарушения как со стороны работодателей, так и со стороны организаций, оказывающих услуги по проведению специальной оценки.  
Со стороны оценивающих организаций это в основном нарушение методик и нормативов измерений и исследований вредных производственных факторов, нарушения при оформлении результатов спецоценки, использование приборов, не прошедших своевременную поверку.  
А со стороны работодателей - нарушения при предоставлении работникам гарантий и компенсаций по результатам спецоценки, а также ее непроведение в случаях, когда она должна проводиться обязательно (к примеру, при вводе в эксплуатацию новых рабочих мест, а также при наличии обоснованных требований профсоюзов или работников).

 - А какие именно нарушения чаще всего допускают работодатели?  
- Помимо непроведения спецоценки в случаях, когда она обязательно должна проводиться, основные проступки работодателей - это:
   ·  нарушения при формировании комиссий по проведению спецоценки, например невключение в состав комиссий представителей работников;
   ·  недоведение либо ненадлежащее доведение результатов спецоценки до сведения работников; ·                   игнорирование результатов спецоценки при планировании и реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных гарантий и компенсаций. Большинство этих нарушений приводит к несоблюдению порядка предоставления работникам гарантий и компенсаций за вредные условия труда.

   - Из какого источника работодатели могут узнать, ждать ли им проверку из трудинспекции?  
- Инспекции по труду утверждают план проверок на предстоящий год и заранее, до начала календарного года, публикуют его на своих официальных сайтах. Эти сведения общедоступны, и каждый работодатель может заранее узнать, когда к нему с визитом собирается инспектор по труду.  
Есть еще внеплановые проверки, которые проводятся по жалобам работников о нарушении их прав либо на основании информации о наличии угрозы жизни или здоровью работников. О таких проверках работодатели узнают уже во время визита инспектора. Это полностью соответствует закону.

  - Может ли работодатель, если он недоволен качеством оказанных услуг, пожаловаться в трудинспекцию и если да, то в какую - в свою или в ту, где зарегистрирована оценочная организация?  
- Работодатель вправе не только обжаловать действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, но и требовать от нее обоснования результатов проведения спецоценки. Также он может требовать документы, подтверждающие соответствие спецоценочной организации требованиям, установленным Законом о спецоценке. Чем активнее будут работодатели, тем меньше вероятность допущения нарушений со стороны спецоценочных организаций.  
С жалобой на действия спецоценочной организации работодатели могут обратиться в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения. Даже если спецоценочная организация находится в другом регионе, трудинспекция все равно ее проверит.

  - Как государственные инспекции труда контролируют деятельность спецоценочных организаций?  
- В таком же порядке, как любого работодателя: проводят плановые и внеплановые проверки. Если при проверке были выявлены нарушения, выдается обязательное для исполнения предписание, готовятся материалы о привлечении к административной ответственности. Кроме этого, в отношении нарушителей - организаций или экспертов материалы о приостановлении деятельности могут направляться в Минтруд, а также в Росаккредитацию.

  - Могут ли государственные инспекторы в ходе проверки работодателя оценить качество проведенной спецоценки?  
- Нет, это не относится к их компетенции, но они вправе проверить, не были ли допущены нарушения процедуры спецоценки при ее проведении. А для проверки качества результатов спецоценки они могут вынести представление провести государственную экспертизу региональным органам по труду.

  - Если работодатель заключил договор на проведение спецоценки с фирмой, которая не соответствует всем установленным требованиям, чем это грозит работодателю?  
- Требования к организациям, проводящим спецоценку, прописаны в Законе. Работодатель еще до заключения договора имеет право и возможность проверить, соответствует ли организация этим требованиям.  
В ходе же самой спецоценки следует наблюдать за процедурами спецоценки, проверять, насколько они соответствуют методике проведения спецоценки.  
Если проверку провела оценивающая организация, которая не соответствует требованиям закона, результаты спецоценки могут быть признаны недействительными и работодателю придется проводить повторную, внеплановую спецоценку.

  - Если в ходе проверки трудинспекция установит нарушения порядка проведения спецоценки, которые привели к снижению уровня гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, какое предписание вынесет инспектор?  
- Инспектор по труду выдает предписание для устранения допущенных нарушений. В зависимости от того, кто допустил нарушение - работодатель или оценивающая организация, будет сформулировано предписание. Если нарушения привели к снижению уровня гарантий и компенсаций работников, в предписании будет отражено требование о восстановлении нарушенных прав. 
Если в ходе проверки факт снижения уровня гарантий не будет выявлен как очевидный, по представлению инспекции для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда может проводиться госэкспертиза условий труда. Такая экспертиза может быть проведена также по заявлениям работников, рабочие места которых прошли спецоценку.  

  - Если оказалось, что спецоценка была проведена некачественно, обязательно ли проводить ее еще раз? Или достаточно внести изменения в отчет о спецоценке?  
- С результатами спецоценки могут быть не согласны работодатель либо работники или их представители. В таких случаях для проверки качества результатов спецоценки можно провести госэкспертизу. Она проводится только в отношении конкретных рабочих мест. Если заявитель - работник, экспертиза проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте.  
А вот если в ходе спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены в ходе проверок, не исключено, что спецоценку придется проводить повторно.

  - В каких случаях государственный инспектор труда вправе предъявить работодателю предписание с требованием о проведении внеплановой спецоценки?
 
- Внеплановая спецоценка проводится на основании предписания государственного инспектора труда, если: ·                   при проверке были выявлены нарушения требований закона; ·                   на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (если только он не произошел по вине третьих лиц) или у работника было выявлено профессиональное заболевание, причина которого - воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов. В обоих случаях основанием для проведения внеплановой спецоценки могут быть нарушения как со стороны работодателя, так и со стороны оценивающей организации.

  - К чему может привести нежелание работодателей проводить спецоценку?  
- Условно работодателей можно разделить на две группы: те, кто обязан ее провести незамедлительно, и те, кто может провести спецоценку до 31 декабря 2018 г. Что касается первых, здесь нужно говорить не о нежелании, а о невыполнении требований закона. За это грозит административный штраф.  
Что касается второй группы, откладывание процедур спецоценки на последний момент может привести к тому, что в условиях ажиотажного спроса и загруженности экспертов и специализированных организаций они просто не смогут воспользоваться правом поэтапного проведения спецоценки и вообще не успеют ее провести к установленному законом сроку, то есть нарушат закон.

  - Судебная практика по спорам с трудинспекцией показывает, что суды обязывают провести спецоценку без учета нормы о поэтапном ее проведении. На чем основаны требования трудинспекторов о незамедлительном проведении спецоценки в отношении работодателей, отложивших ее проведение до 2018 г.? Могут ли таких работодателей привлечь к ответственности?  
- Возможность поэтапного проведения спецоценки позволяет работодателям оптимизировать свои расходы. Но поэтапное проведение предусмотрено в том случае, если у работодателя есть время на проведение оценки условий труда всех рабочих мест (например, продолжают оставаться в силе результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест).  
Внеплановая спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда или судебного решения проводится, когда, к примеру, есть риск того, что нарушаются права работников. Здесь проведение поэтапной спецоценки было бы нелогичным.

  - Не устанавливает ли Закон о спецоценке избыточное государственное регулирование этой деятельности?  
- Давайте посмотрим на это с другой стороны. Работники имеют право на работу в условиях, отвечающих государственным нормативным требованиям охраны труда, то есть на безопасный труд. 39% рабочих мест в той или иной степени связаны с вредным или опасным производственным фактором.  
Пока работодатели, в силу заинтересованности или исполняя нормативные требования, не станут стремиться улучшать условия труда на рабочих местах, определенное государственное регулирование будет неизбежным.  
Если сравнить участие государства в процессе спецоценки и в процессе ранее существовавшей аттестации, такого участия стало значительно меньше, а возможностей у работодателей значительно больше.  
Добросовестный работодатель, организовавший проведение спецоценки на рабочих местах с соблюдением требований закона, может вообще не сталкиваться с представителями государства. Даже результаты спецоценки в государственную информационную систему за него направит организация, проводившая спецоценку.

  - Минэкономразвития России разработало законопроект, переориентирующий контрольно-надзорную деятельность на объекты повышенного риска и сокращающий частоту проверок добросовестных субъектов предпринимательства. Для объектов с низким уровнем риска плановые проверки исчезнут вовсе. Как это скажется на контрольных механизмах в социально-трудовой сфере (в том числе в области спецоценки)?  
- Риск-ориентированный подход, о котором идет речь, относится ко всем формам и видам государственного и муниципального контроля (надзора). Контроль за соблюдением законодательства о специальной оценке условий труда не станет исключением. Ряд элементов такого подхода уже предусмотрен в законах и действует. К примеру, система декларирования соответствия условий труда нормативным требованиям, а также запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. После принятия закона надзорные ведомства должны будут предложить методику реализации риск-ориентированного подхода в соответствующих сферах.

  - Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда перечислены в ст. 212 ТК РФ (они изложены в 23 абзацах). При выявлении неисполнения нескольких обязанностей работодателя могут прилечь к ответственности за каждое из них или это одно правонарушение?  
- Это вопрос правоприменительной и судебной практики. Есть судебные решения, которыми подтверждается правомерность привлечения виновных должностных лиц или организаций по совокупности нарушений по принципу: один работник - одно нарушение - одно наказание.