Публикации

← Вернуться назад

В интервью "Профилю" глава Роструда Всеволод Вуколов рассказал о ситуации на рынке труда

  • 20-01-2014
  • |
  • Профиль

Если вы хотите получать белую зарплату, активнее отстаивайте свои права, советует глава Роструда Всеволод Вуколов.

Экономическая ситуация в России сегодня, даже по признанию официальных лиц, сложная, темпы роста ВВП находятся на минимальном после кризиса 2008 - 2009 годов уровне. Инвестиционная активность также крайне низкая, а правительство вдобавок решило заморозить тарифы естественных монополий. И многие компании, в том числе такие "госмонстры", как "Газпром" или "Ростелеком", объявили о планах по сокращению персонала в этом году, чтобы снизить свои издержки. О том, сколько человек могут быть уволены, станет ли это проблемой для российского рынка труда, а также о том, есть ли в России профессиональные безработные и как россиянам добиться выплаты белой зарплаты, в интервью "Профилю" рассказал руководитель Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) Всеволод Вуколов. ПРОФИЛЬ: Роструд ожидает всплеска безработицы в текущем году?

Вуколов: По информации, которой мы располагаем на основании данных из субъектов Российской Федерации, и по нашим оценкам, численность высвобождаемых работников в 2014 году не превысит 200 - 250 тыс. человек. Это небольшая цифра, поскольку существующие потребности в рабочей силе пока значительно выше. Хотел бы также подчеркнуть, что Минтруд и лично глава ведомства Максим Топилин очень много внимания уделяют этим вопросам.

ПРОФИЛЬ: И все же, план "Б" на случай ухудшения ситуации есть?

Вуколов: Есть достаточно много мероприятий по переобучению, переподготовке, переселению, которые неплохо себя зарекомендовали в предыдущие годы, поэтому, думаю, мы в состоянии эффективно реагировать на изменение ситуации.

ПРОФИЛЬ: В период последнего кризиса 2008 - 2009 годов во многих регионах страны действовал негласный запрет властей на массовые сокращения персонала. Сейчас такой запрет существует?

Вуколов: Я об этом ничего не знаю. Да и вообще, мне кажется, сейчас это не нужно. Если, например, сравнивать с развитыми странами, показатели России по безработице настолько хорошие, что даже боюсь сглазить. В то же время нам, безусловно, необходимо активизировать деятельность служб занятости, которые, напомню, находятся в подчинении региональных властей. Мы уже делаем шаги в этом направлении. В прошлом году мы принципиально перестроили портал "Работа в России". До этого им можно было пользоваться только через службу занятости, а теперь любой гражданин может разместить свое резюме, а работодатель - свою заявку, более того, работник и наниматель могут провести онлайн-собеседование, находясь в разных концах страны.

ПРОФИЛЬ: Это такой государственный ответ порталам Headhunter и Superjob?

Вуколов: Пока нет. Но постепенно мы будем повышать качество предложений, которые публикуются на портале "Работа в России", и открывать новые возможности для работодателей и работников. В частности, можно будет больше узнать о предприятии, которое заинтересовало соискателя. Это одна из наших основных задач.

ПРОФИЛЬ: В России большой разрыв между официально регистрируемой безработицей и безработицей, которую считает Росстат по методике Международной организации труда. Одна из причин этого - крайне низкий уровень пособия по безработице, максимальный размер которого на сегодня 4900 рублей, а прожиточный минимум трудоспособного человека перевалил за 8 тыс. рублей. У граждан просто нет стимула идти на биржу труда. На ваш взгляд, стоит ли увеличить пособие по безработице?

Вуколов: Этот вопрос находится не в нашей компетенции, а в ведении правительства и Минтруда. Наша задача в том, чтобы пособие вовремя доходило до получателей. Могу сказать, что даже при нынешнем размере пособия мы фиксируем достаточно много злоупотреблений. В частности, есть немало "профессиональных безработных" - люди могут, например, вставать на учет в нескольких регионах сразу, чтобы получать несколько пособий. Случается, что сотрудники региональных служб занятости ставят на учет своих родственников и выплачивают им пособие без должных на то оснований. И так далее. После того как мы внедрили электронную систему учета выплат пособий, количество злоупотреблений снизилось, но пока каждая проверка фиксирует нарушения. Вместе с тем необходимо отметить, что в случае регистрации в органах занятости безработный имеет возможность повысить свой доход за счет участия в оплачиваемых общественных работах, а также бесплатно пройти переобучение по требуемой на рынке труда специальности, в том числе с возможностью переезда в другую местность.

ПРОФИЛЬ: Еще один вопрос, который тесно связан с безработицей и рынком труда, - это серые зарплаты. Сейчас в связи с резким замедлением экономики есть опасения, что снова вырастет доля зарплат в конверте. Как решать эту проблему?

Вуколов: Основная часть нарушений связана с тем, что работодатель платит минимальную белую зарплату, а остальное доплачивает в конверте. Мы здесь действуем по нескольким направлениям. Например, мы анализируем, в том числе с помощью кадровых агентств, размер оплаты труда в той или иной отрасли, а затем налоговая служба, Фонд социального страхования и другие органы дают нам сведения по тем предприятиям, где платят минимальную зарплату. С ними работают территориальные органы Государственной инспекции труда, которая подчиняется Роструду, а также комиссии налоговой службы и региональных властей. Что касается серых или черных зарплат... Там, где мы получаем жалобы граждан, инспекторы выезжают на предприятия, устанавливают факт трудовых отношений, и затем мы легализуем работников, заставляя работодателей заключать с ними трудовые соглашения.

ПРОФИЛЬ: О каком числе легализованных идет речь?

Вуколов: Мы за десять месяцев прошлого года в четыре раза увеличили объем договоров, заключенных с помощью трудовой инспекции. Это примерно 200 тыс. контрактов. Естественно, что эту деятельность мы будем активизировать. Но, конечно, только контрольными методами проблему не решить - надо думать над экономическими стимулами для предприятий, чтобы им было выгоднее заключать договоры, а не платить зарплату в конверте.

ПРОФИЛЬ: Что вы могли бы посоветовать людям, получающим серую зарплату?

Вуколов: Во-первых, надо жестче отстаивать свои права и требовать заключения трудовых договоров. Во-вторых, можно просто сменить работу, благо сейчас во многих регионах пока нет дефицита с вакансиями. В-третьих, не бояться обращаться в трудовую инспекцию. Но к нам надо обращаться вовремя: если человек еще работает, если у него есть хотя бы какие-то документы на сей счет, то велика вероятность того, что мы и судебные органы ему поможем.

Если человек работал без договора, без трудовой книжки, месяц-другой не получал зарплату, потом его уволили и он пришел к нам, то здесь сложно что-то доказать. Мы сейчас создали ресурс "Открытая инспекция труда", где любой гражданин может получить необходимую юридическую помощь, а на вопросы правового характера мы отвечаем очень быстро, в течение трех дней вместо тридцати, одинаково - от Калининграда до Владивостока.

ПРОФИЛЬ: Но люди часто не хотят жаловаться, боясь потерять зарплату или работу.

Вуколов: У нас много примеров, когда мы по жалобе проводим проверку, после которой работник как работал, так и работает, особенно на крупных предприятиях. Те результаты, которых мы достигли, говорят сами за себя - мы за десять месяцев прошлого года вернули работникам более 7 млрд рублей зарплаты. У нас очень небольшой штат - всего 3 тыс. человек на всю страну. Но сейчас мы хотим модернизировать нашу структуру, повысить квалификацию сотрудников. Мы будем разрабатывать учебные программы для инспекторов, методологические комплексы и пр. Возможно, даже сделаем единую форму для них. Кроме того, все акты, все проверки мы планируем завести в единую электронную систему. Но главное, мы стараемся стимулировать работодателя к исполнению трудового законодательства.

ДОСЬЕ

Всеволод ВУКОЛОВ родился в 1969 году в Москве. В 1994 году окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики, в 2000 году - Российскую академию госслужбы при Президенте РФ. С 1995-го по 1998 год работал в КБ "Российский кредит". С 1998-го по 1999 год - заместитель губернатора Красноярского края, руководитель аппарата администрации края. Затем три года работал гендиректором Михайловского горно-обогатительного комбината в Курске. С 2001-го по 2008 год - начальник контрольного управления, начальник департамента госслужбы и кадров, директор департамента госуправления и местного самоуправления правительства РФ. С 2008-го по 2013 год - управляющий директор ЗАО "Объединенная промышленная корпорация". С 2013 года - руководитель Роструда.